Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Главный символ нашего времени: вы удивитесь, это …

Женщина у окна - Каспар Давид Фридрих

Салли Грант28 июня 2021 г.

На протяжении веков это окно использовалось художниками, чтобы помочь разобраться в мире, и это мощный символ, который сегодня находит еще более сильный резонанс, пишет Салли Грант.Я

В фильме «Вид из окна художника» (1978) американская художница Элис Нил запечатлела знакомый нью-йоркцам (и другим горожанам) образ жилого дома напротив их собственного. Для Нил, которая сейчас является предметом ретроспективы в Метрополитен-музее , такие сцены из жизни Нью-Йорка двигали ее творчеством. Как она сказала о пространстве, которое было и ее домом, и ее студией: «Я действительно живу из окон своей гостиной, которые выходят на Бродвей со 107-й улицы. Это как улица в вашей гостиной». Этим комментарием и этой картиной Нил выдвинул на первый план мотив, который долгое время увлекал художников — вид через окно во внешний мир.

И формальные свойства окна, и его посредническая роль между внутренним и внешним миром придали этому повседневному архитектурному элементу захватывающую силу в искусстве. Иногда композиция может включать в себя окно и свет, который оно пропускает, но не вид. Так обстоит дело с картиной Иоганна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (около 1657–1659 гг.), Которая после показательной реставрации является центральным элементом выставки, открывающейся в Дрездене в конце этого года . Окно также было представлено снаружи, смотрящим внутрь, и в различных средах. Относительно недавние примеры включают текстиль и краску Фэйт Рингголд Street Story Quilt (1985), изображающую жилой дом в Гарлеме, и крупномасштабную фотографию Андреаса Гурски Avenue of the Americas. (2001).

«Вид из окна художника» (1978) Алиса Нил сделала снимок, знакомый с горожанами (Источник: Поместье Алисы Нил)

«Вид из окна художника» (1978) Алиса Нил сделала снимок, знакомый с горожанами (Источник: Поместье Алисы Нил)

За последний год окна и виды из них также были особенностями наших домов, и у многих из нас было больше времени, чтобы рассмотреть их. Желание увидеть другие точки зрения в этот период даже привело к появлению таких проектов, как WindowSwap , веб-сайт, который виртуально переносит вас, чтобы увидеть через чье-то окно в другой части мира. Итак, хотя есть несколько способов представления окна в искусстве, в духе открытия, вот некоторые из самых известных картин в истории искусства с окнами, выходящими наружу .

Окна в мире

Идея о том, что картина похожа на окно, произвела революцию в западном искусстве. Итальянскому художнику и архитектору Филиппо Брунеллески приписывают то, что он первым установил эту связь в первые годы Возрождения, и позже это было систематизировано Леоном Баттистой Альберти в его основополагающем трактате 1435 года De Pictura.(О живописи). Альберти пишет: «Прежде всего о том, где я рисую. Я вписываю четырехугольник прямых углов, сколь угодно большого размера, который считается открытым окном, через которое я вижу то, что хочу нарисовать». Отсюда математический метод линейной перспективы Брунеллески, в котором параллельные линии, расположенные под прямым углом к ​​картинной плоскости, в конечном итоге сходятся в точке схода, обеспечивает иллюзию глубины. Люди и объекты, изображенные вдоль этих (скрытых) ортогональных линий, становятся меньше по мере удаления вдаль, как будто мы действительно видим их через ограниченное пространство окна.

Романтики нашли мощный символ опыта нахождения на пороге между внутренним и внешним миром — Сабина Ревальд.

В течение следующих пяти веков западное искусство придерживалось концепции, согласно которой картина функционирует как окно в мир. Рама картины повторяет оконную раму; Плоская картинная плоскость становится иллюзией реальной сцены. А работы, которые включают в себя изображения окон в созданных ими реальностях, позволяют еще больше поиграть на этом иллюзионизме. В » Мадонне канцлера Ролена» Яна ван Эйка(c 1433-34), например, умелая артикуляция художником пространства помогает убедить зрителя в том, что аудиенция Ролена с Богородицей и младенцем действительно могла иметь место. Комната и фигуры выглядят настоящими. Этому реализму способствует открывающийся через арочные окна вид на прилегающий сад и обширный, изысканно детализированный пейзаж. Помимо своего символического значения (а картина пронизана христианским символизмом), тройное отверстие позволяет свету и воздуху заполнять комнату. Он также привлекает взгляд зрителя, которому помогают два наблюдателя на балконе, к сельской местности.В картине Ван Эйка «Мадонна канцлера Ролина» окно и плоская картинная плоскость создают иллюзию реальной сцены (Источник: Getty Images)

В картине Ван Эйка «Мадонна канцлера Ролина» окно и плоская картинная плоскость создают иллюзию реальной сцены (Источник: Getty Images)

Хотя окно появляется на картинах на протяжении всего периода раннего Нового времени, именно в начале 19 века оно приобрело более самостоятельную роль и приобрело новое значение. Как пишет Сабина Ревальд в каталоге « Комнаты с видом: открытое окно в XIX веке» , опубликованном к выставке 2011 года в Метрополитене, в мотиве «открытого окна», «романтики нашли мощный символ опыта стояния на земле. порог между интерьером и внешним миром ». Каспар Давид Фридрих (1774-1840) был самым известным немецким художником-романтиком и первым, кто использовал поэтический потенциал этого мотива. Эта сила внушения воплощена в его « Женщине у окна» 1822 года.

На картине изображена фигура, смотрящая через открытое окно на реку, которая, помимо короткой синей полосы, обозначена мачтами и снастями двух лодок. Историки искусства определили комнату как домашнюю студию Фридриха на реке Эльбе в Дрездене, а модель — как его жену Кэролайн. Расположенная спиной к нам, хрупкая фигура женщины, мягкость и сияние ее платья подчеркивают абсолютную просторность архитектуры, так же как темные оттенки интерьера уравновешиваются светом и жизненной силой природного ландшафта. Хотя даже в этом случае небольшая полоска ярко-зеленой листвы и ряд тополей, видимые через скромный проем оконной створки, контрастируют с простором голубого неба, видимым через большие стеклянные окна наверху.

Картина Каспара Давида Фридриха у окна (1822 г.) была первой, кто осознал символические возможности мотива открытого окна (Источник: Getty Images)

Картина Каспара Давида Фридриха у окна (1822 г.) была первой, кто осознал символические возможности мотива открытого окна (Источник: Getty Images)

Эти живописные контрасты в сочетании с загадочным изображением фигуры, повернутой к нам спиной, означают, что работа вызвала множество интерпретаций, от констатирования религиозного отрывка до выражения ограничения и тоски. Конечно, для романтизма было характерно не неприятное стремление к другому месту или времени, равно как и вера в индивидуальное выражение и субъективные эмоции. Мастерство работы Фридриха состоит в том, что она допускает все эти чтения. Возможно, наиболее актуальным для нашего времени является то, что в представлении женщины, смотрящей через окно во внешний мир, этот образ задумчивой тишины также вызывает глубокое чувство возможности.

Художники современной жизни

Это ощущение возможности еще более остро ощущается в «Человеке на балконе на бульваре Осман» Гюстава Кайботта. Написанный в 1880 году вид из квартиры художника в Париже отражает стремление импрессионистов изображать сцены современной жизни. Человек на балконе снимает новый современный мегаполис после реконструкции старого города бароном Османом.по просьбе Наполеона III. Для стиля Османа характерны величественные многоквартирные дома кремового цвета с мансардными крышами и балконами, тянущиеся вдоль бульвара, названного в честь градостроителя. Невероятная яркость сцены частично достигается за счет контраста между этими величественными фасадами и сверкающей зеленью деревьев. И хотя на улице не видно людей, работа передает острые ощущения городской жизни в прекрасный весенний день. Он напоминает, в графической форме, часть открытия «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вульф (1925):

«А потом, — подумала Кларисса Дэллоуэй, — какое утро — свежее, словно выданное детям на пляже.

Что за жаворонок! Какой решительный шаг! Ибо так ей всегда казалось, когда с легким скрипом петель, который она теперь слышала, она распахнула французские окна и бросилась на Буртона на открытом воздухе «.

Но работа Кайботта не переносит нас в Лондон миссис Дэллоуэй или в загородный дом ее семьи в Буртоне. Вместо этого он переносит нас в Париж импрессионистов. Наш собеседник с городом — городской зевак, фланер , как его описал Шарль Бодлер в «Художнике современной жизни» (1863). Этот одинокий зритель наслаждается суетой толпы, но остается в стороне. Как и зритель картины Кайботта. Открытое окно является нашим посредником между частным и общественным пространством, точно так же, как балкон объединяет его обитателя с более широким современным миром.

«Человек на балконе» (1880) Гюстава Кайботта изображает волнение городской жизни весенним днем ​​(Источник: Getty Images)

«Человек на балконе» (1880) Гюстава Кайботта изображает волнение городской жизни весенним днем ​​(Источник: Getty Images)

Наряду с заботой импрессионистов о повседневной жизни и мимолетных эффектах света появился новый акцент на формальных качествах живописи. Например, в «Человеке на балконе» любая иллюзия глубины, создаваемая удаляющимися деревьями, растворяется в зеленом проходе между спиной человека и окном. Для следующих поколений европейских художников-авангардистов выразительные эффекты цвета, мазка и композиционного рисунка получили еще больший приоритет над натуралистическим изображением. На протяжении этих эстетических изысканий оконный мотив сохранял свою силу, о чем свидетельствуют такие экспрессионистские работы, как « Вид на мясную лавку» Винсента Ван Гога (1888 г.) и « Открытое окно» Анри Матисса в Коллиуре.(1905). Последняя, ​​ключевая картина в современном искусстве, превращает вид через открытое окно из иллюзионистического представления обжитой сцены в яркое декларирование визуального удовольствия от рисования на холсте.

Лучшее в музеях — это окна — Пьер Боннар

Открытое окно, Коллиур был одним из первых представлений Матисса об оконном виде, но к этой теме он возвращался на протяжении всей своей карьеры. Как пишет Ширли Нилсен Блюм в книге 2010 года « Анри Матисс: Комнаты с видом» , «окна прикованы к месту Матисса в современном каноне». То же самое можно сказать и о его хорошем друге и коллеге-колористе Пьере Боннаре, который, как сообщается, во время посещения Лувра сказал, что «лучшее в музеях — это окна». Как и Матисс, Боннара привлекали формальные и вызывающие воспоминания возможности окна, и он рисовал этот предмет много раз. И работы Боннара, как и Матисса, находились под сильным влиянием света средиземноморского побережья.

В 1926 году Боннар и его жена Марта де Мелиньи купили небольшой дом, который они назвали Le Bosquet (Роща), в Ле-Канне на юге Франции. Уединенный отель, расположенный над Каннами, в идиллическом природном ландшафте, соответствовал сосредоточенной работе Боннара и уединенной личности де Мелиньи. Пара открыла Ле Боске в сад, установив французские окна на обоих уровнях и балкон на верхнем этаже, и Боннар нарисовал множество сцен из дома, смотрящего наружу (хотя обычно он не работал с жизнью). Студия с мимозой(1939-46), на которой изображен вид из окна мастерской, — яркий пример блестящего колорита художника. На самом деле, великолепная вспышка желтых цветов мимозы настолько отвлекает, что легко не заметить фигуру в нижнем левом углу.В фильме Пьера Боннара «Студия с мимозой» окно отмечает порог между живым и духом прошлого (Источник: Getty Images)

В фильме Пьера Боннара «Студия с мимозой» окно отмечает порог между живым и духом прошлого (Источник: Getty Images)

Такие призрачные присутствия не редкость в композициях Боннара, но здесь фигура, возможно, добавила важности. Боннар работал над картиной на протяжении Второй мировой войны, а в 1942 году де Мелиньи умер. Подобно тому, как окно является порогом между внутренним и внешним миром, в The Studio оно отмечает лиминальное пространство, где духи прошлого сопровождают жизнь яркими красками природы. Подобный символизм продолжает наполнять современные образы окна, что можно увидеть в работе канадского художника Захари Логана (р. 1980). На его пастельном рисунке Window No 1, Wave Hill (2019), который является частью выставки в саду Wave Hill в Бронксе., вид из окна частично закрыт плющом, опоясывающим его стекла. Подобно оконно-пейзажной конструкции Боннара, рисунок размышляет о течении времени. Это, как сказал Логан BBC Culture, «в конечном счете… memento mori».

Американский взгляд

Выразительные возможности краски, исследованные Матиссом и Боннаром, были развиты абстрактными экспрессионистами. Но для таких художников, как Джексон Поллок, живопись больше не соответствовала идее эпохи Возрождения — быть окном в мир. Вместо этого основное внимание уделялось физическому действию рисования. И поэтому в большей части современного искусства представление реальных объектов, включая окна, стало исчезать. Но наряду с абстрактным экспрессионизмом, центром которого был Нью-Йорк, был ряд американских художников-реалистов, в том числе Эдвард Хоппер (1882-1967). И любой рассказ об окнах в живописи будет неполным без обсуждения Хоппера. Окна широко используются в его творчестве. Он был очарован архитектурой и изображал здания и их ряды проемов как самостоятельные предметы. Он также рисовал виды из окон крупным планом, как снаружи, смотря внутрь, так и изнутри. Из первой категории,«Ночные ястребы» (1942 г.), пожалуй, самый известный пример. Из последних работ « Утреннее солнце» 1952 года иллюстрирует любовь художника к свету и городу, особенно к Нью-Йорку.Окна широко используются в работах Хоппера - его «Утреннее солнце» (1952 г.) демонстрирует его любовь к свету и городу (Источник: Наследники Жозефины Хоппер / Лицензия ARS NY / DACS, Лондон, 2021 г.)

Окна широко используются в работах Хоппера — его «Утреннее солнце» (1952 г.) демонстрирует его любовь к свету и городу (Источник: Наследники Жозефины Хоппер / Лицензия ARS NY / DACS, Лондон, 2021 г.)

В молодости Хоппер совершил несколько формирующих поездок в Париж, и его картины переносят залитый солнечным светом город импрессионистов и его изолированного городского зрителя на Манхэттен середины 20-го века. В «Утреннем солнце» женщина, одетая в розовую рубашку, задумчиво сидит на кровати, залитая ранним светом, струящимся через окно (как обычно для изображений женских фигур Хоппера, его жена Джо была моделью). Ограниченный вид на ряд многоквартирных домов, включая вездесущую водонапорную башню на крыше, переносит зрителя в Нью-Йорк так же, как и любая фотография его знаменитых достопримечательностей. В своей тихой неподвижности картина обладает намекающей силой, и в июле 2020 года Кэти Уайт написала в Artnet о ее пригодности во время изоляции . Но, возможно, именно сейчас, более чем когда-либо, «Утреннее солнце» — это образ нашего времени.

Хоппер ценил одиночество, и его работы часто изображают людей, погруженных в собственные мысли. Но ему также нравилась городская жизнь. Описывая то, что ему нравилось делать в Нью-Йорке, где он был давним жителем, Хоппер сказал: «Я получаю большую часть удовольствия от самого города». Morning Sun запечатлевает этот уединенный момент дома, прежде чем мы подготовим нашу публичную личность и отправимся в общество. Это был опыт, который большинство из нас испытывали ежедневно. Когда мы выйдем из изоляции, нам нужно будет привыкнуть к этому снова и снова. Непонятно, как женщина из «Утреннего солнца» Хоппера расценивает этот момент: возможно, с покорностью, возможно, с трепетом, но также, можно надеяться, с силой духа и тоской. Ведь утро — время обновления. А за окном мир ждет.

Алиса Нил: «Люди прежде всего» в Метрополитен-музее до 1 августа 2021 года.

Johannes Vermeer: ​​On Reflection откроется в Gemäldegalerie Alte Meister в сентябре 2021 года.



Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *